FinancialFamily - сайт о личных финансах, семейном бюджете и домашней бухгалтерии
 Журнал о деньгах                        
Спонсор проекта

 
Практические способы защиты вашего кошелька

Автор статьи: Taтьяна Caпрыкина, elitarium.ru

В отношениях продавцов и покупателей заложен вечный конфликт интересов. Одним нужно продать всего побольше и подороже, другим купить подешевле и самое необходимое. Идет непрерывное состязание: кто больше продвинется к своей цели. Продавцы постоянно, с индустриальным размахом изобретают все новые способы добычи денег покупателя. Так формируется общество потребления. Защита совершенствуется более массово, но кустарно-индивидуально — многие неосознанно вырабатывают свои способы обороны денег от ненужных трат.

Перечень наиболее распространенных способов заставить покупателя истратить как можно больше денег может выглядеть так.

1. Расположение товара. Большую часть продуктов покупатель берет с полки, которая расположена на уровне глаз. Продавцы называют ее « золотой». На втором месте по популярности — полка на уровне рук, « серебряная». Самые дорогие товары выставляются на этих полках.

2. Дорогой старт. Выигрышным для продавца считается место на первом стеллаже по ходу покупателя и на стендах правой стены: движение в магазине обычно происходит справа налево, и активнее наполняют корзину именно в первые минуты посещения. Там цены могут быть особенно завышены.

3. Яркий ценник. Супермаркет заинтересован в продаже товаров, которые выпускаются под его маркой. Продаются они в нескольких точках в магазине, а их ценники выделены другим цветом: покупатель привык воспринимать разноцветные бумажки как символ скидок. Он активно раскупает товары с яркими ценниками, хотя продают товар по полной цене и выше.

4. Продуманный беспорядок. Товары, расставленные в идеальном порядке, люди берут хуже: не хотят «нарушать красоту». Продукты, которых осталось всего несколько штук, быстрее окажутся в тележке покупателя: если народ берет, значит вещь ценная. На складе же этих «остатков» может быть на многие недели продаж.

5. «Паровоз». На самое видное место выставляют популярный и необходимый продукт, например хороший сыр, а вокруг него — взбитые сливки, воздушные муссы и т.п. Человек подходит за сыром, а возвращается домой с десертом.

6. «Замок». «Стены» образуют два самых разрекламированных товара, а внутри помещается дешевый, но далеко не самый необходимый продукт.
Воздействие на детей. Дети более впечатлительны. Обычно поход в магазин с ребенком увеличивает траты не менее чем на 15%, в основном из-за непрекращающегося «мама, купи мне».

7. «Большая телега». Размер тележек растет — ведь в результате объем покупок выглядит меньше. Кроме того, в большей части тележек теперь существует специальное сиденье для ребенка, которое облегчает совместные выходы за покупками и увеличивает ваши расходы.

8. Нарядная упаковка. В упаковке покупать приятнее, но цена выше. Например, в отделе деликатесов такие товары, как колбаса, сыр или рыба, на развес в среднем на15% дешевле, чем те же товары, облаченные в красивую упаковку.

9. Принцип дзюдо. Это использование энергии противника. Магазины стремятся использовать стремление к экономии. Зачастую цены на шоколадки, жвачки и легкие спиртные напитки занижены. Но покупатель не замечает завышенных цен на товары первой необходимости. Также работают и организаторы акций. Кто не покупал три товара по цене одного, ни в одном из них особо не нуждаясь?

Разумеется, этот перечень не является исчерпывающим. Новые инструменты извлечения денег разрабатываются непрерывно. Но если хотя бы иногда задумываться о таких методах, то польза будет. Сам факт осознания того, какое воздействие они на вас оказывают, дает отрезвляющий эффект. Приведем следом еще несколько простых принципов защиты ваших денег.

Составляйте план покупок заранее. Значимые покупки и другие траты необходимо заблаговременно планировать. Можно планировать месяц или даже число. Главная задача — избежать случайных, импульсивных покупок, потому что зачастую так покупаются абсолютно бесполезные вещи. Помните: магазин и продавец провоцируют именно импульсивные покупки.

Планируйте цену. Это позволит, во-первых, отправляясь в магазин, взять с собой столько денег, сколько необходимо только на запланированные покупки, плюс, может быть, 5-10% на непредвиденные расходы — в таком случае оставленные дома средства будут в целости. Во-вторых, даже если вы пришли с кредитной карточкой, превышение плановой цены — лишний повод задуматься.

Научитесь говорить «нет». Не вините себя в нерешительности при общении с продавцом, проявлении мягкости или робости — это всего лишь желание мысленно смоделировать свои цели, прокручивание ситуации в уме, стремление взять паузу, все просчитать и поступить правильно. Ситуация выбора сама создает стресс.

Соблюдайте эмоциональную дистанцию, не сближайтесь с собеседником. Он — продавец, а вы — покупатель. Ваш статус выше. Дистанция поможет вам уйти в случае необходимости.

Берите инициативу в свои руки. Подходя к товару, возьмите инициативу на себя. Сами затевайте разговор и контролируйте его, задавая вопросы. Или, наоборот — молчите, не отвечая продавцу, делая вид, что что-то обдумываете. Главное — делайте то, что хочется вам, а не продавцу. Не проявляйте очевидного интереса.

Доверяйте своим чувствам, зрению, ощущениям. Если и в примерочной вы видите, что в этих брюках вы слегка смахиваете на баобаб, даже не прислушивайтесь к лестным словам продавца и твердо говорите «нет».

Заставьте продавца говорить конструктивно. Если поймали себя на мысли, что теряете нить разговора, открыто заявите об этом и попросите прояснить ситуацию. Не разрешайте «давить» или уводить в сторону. Вы вправе отстаивать собственную зону комфорта. Смотрите на вещи спокойно и трезво.

Непосредственно и открыто общайтесь. Смело заявите о своем подозрении: «Мне кажется, что вы лукавите. Ну не может такая вещица стоить так дорого». Это срабатывает. Манипулирующий начнет оправдываться, а затем ретируется.

С юмором обезоруживайте манипулятора. Мало ли смешного можно встретить в магазине? Шутки всегда помогают. Остроумие и улыбка — хорошая защита.

Повторяйте волшебную фразу: «Спасибо, но мне этого не нужно». Любое отклонение от этой конструкции будет виртуозно использовано профессионалом. Говорите уверенно, любое сомнение профессиональный продавец использует в своих интересах.

Не боритесь, даже выявив факт манипуляции, особенно профессиональной. Исполнители, как правило, виртуозы и просчитывают партию на несколько ходов вперед. Просто уйдите. Этим вы сбережете и нервы, и кошелек.

Сделайте наклейку на кошелек. Напишите на ней фразу типа: «А оно тебе надо?» или «А это действительно тебе нужно?».

Есть еще несколько базовых принципов повышения эффективности своих расходов:

- Планирование расходов. Богатые люди планируют каждый финансовый шаг, бедные находят оправдания для того, чтобы этого не делать. Первые серьезно относятся к любым мелочам, которые связаны с финансами, вторые даже не обращают внимания на самые серьезные вещи.

- Грамотное потребление. Разумно относиться к каждой покупке, делать ее в нужное время и в нужном месте. Чем больше необузданных желаний, тем меньше шансов прийти к финансовой свободе, потому что вы уже зависите от тех, кто навязывает вам свои товары.

- Определение доли сбережений в своих доходах. Например, вы решаете, что будете 20% своего месячного дохода откладывать на инвестиционные цели, 2% сберегать на очередной отпуск. После этого вы можете себя непрерывно радовать как вам хочется, в рамках оставшихся доходов. Каждый может выбрать свою собственную стратегию. Главное — делать это осознанно и помнить, к чему она ведет.

- Выделение времени для анализа расходов. Многие не хотят тратить свое время на экономию средств, предпочитая сконцентрироваться на заработке. Здесь можно посоветовать «счетный вариант»: пробовать рассчитать ситуацию. Определите примерную стоимость часа своего времени, добавьте затраты нервной энергии и прикиньте, окупается ли экономия. Она не должна быть самоцелью — затраты, в том числе нервных ресурсов, на нее не должны превышать доход.

- Необходимость избегать двух крайностей по отношению к деньгам. Одна крайность — стремиться только к зарабатыванию средств, другая — только к экономии. Идеальная модель семейного бюджета — распределение ответственности. Кто-то — «генератор денежного потока» — отвечает за доходную часть, а кто-то контролирует расходы.

- Тщательный анализ информации при совершении крупных расходов. Подумайте, достаточно молвы или нужно изучить альтернативные варианты.

- Покупать дешево. Покупайте качественные вещи, но находите места, где они дешево стоят. Не нужно никому доказывать, что вы очень обеспеченный человек. Делайте что-нибудь, чтобы достичь реального богатства, а не пускать пыль в глаза знакомым.

- Не перегружать себя большими долгами, по которым нужно платить. Стремитесь к минимизации пассивов (ваших обязательств). В первую очередь формируйте активы, приносящие доход. Лишь затем покупайте, например, очень хорошую машину. Не втягивайтесь в «крысиные бега», это неразумно.

- Использовать все налоговые льготы. Российское законодательство уже предусматривает возможности вычета затрат из налогооблагаемого дохода, например на лечение, обучение, приобретение жилья. Добиться этого вполне возможно. Нужно только затратить некоторое время и усилия на общение с налоговиками.

- Заплатить сначала себе. Первоочередными должны быть расходы на увеличение сбережений. Основной механизм для обретения финансовой свободы — сбережения и инвестирование. Другого пути нет. Вопрос только в том, сколько откладывать. Ответ очевиден: чем больше, тем лучше — в том смысле, что тем быстрее вы станете финансово независимыми. Обычно советуют откладывать не менее 10% от всех получаемых доходов, однако некоторые найдут аргументы в пользу того, что они не могут откладывать столько. Откладывайте 7 или 5%, но делайте что-нибудь.

- Станьте скупыми. Возможно, идея воспитать в себе скупость не вызовет у вас восторга. Скажем мягче: попробуйте стать более расчетливыми и экономными. Обеспеченные люди, заработавшие состояние своим трудом, тяжело расстаются с деньгами. Они знают, как достаются деньги и сколько за что нужно платить. Чтобы ограничить себя, придумайте соответствующую мантру и повторяйте ее до полного автоматизма: «Я знаю цену деньгам, я трачу деньги рационально».

Вам понравилась эта статья? Добавьте ее в закладки:

Вы хотите быть в курсе новых публикаций на тему личных финансов?


 

Ваша оценка статьи:

Комментарии к статье:

Рассылка


Также интересно по теме:
Сбережения

Импульсивные сбережения


В США внедряются сервисы, которые стимулируют людей экономить, превращая этот процесс в веселое и непринужденное развлечение. В результате не только обыватели, но и финансовые учреждения получают выгоду. К сожалению, в Украине лишь один банк самостоятельно продвигает подобную услугу.
Продолжить чтение...

 

 

Copyright © 2004-2012 ООО "Сэнюэл" (Sanuel Ltd.) Все права защищены.