FinancialFamily - сайт о личных финансах, семейном бюджете и домашней бухгалтерии
 Главная      Блог      Форум      Программа для ведения домашней бухгалтерии

 
Когда продавец - машина. Есть ли будущее у автоматической торговли?

Автор статьи: Мария Беляева, aif.ru

Советские автоматы с газировкой - одно из светлых воспоминаний о былых временах. Нынешние автоматы выдают напитки только в пластиковых бутылках или металлических банках. Хотя не так давно появились и такие, где можно купить молоко в розлив. Быть может, и газировка с сиропом скоро вернётся?

Позади планеты всей

«Автоматизированная торговля как инновационный путь развития мелкой розницы. Инфра­структура комфорта» - так называется концепция интервенции в московскую среду того, что сегодня называется ново­модным английским словом «вендинг», а 30 лет назад звалось просто автоматами.

«В СССР стояли автоматы с газировкой. Работал даже полностью автоматизированный магазин на бывшей улице Чехова», - вспоминает Алексей Немерюк, руководитель столичного Департамента торговли и услуг. Даже продажу святой воды в храмах, по его мнению, можно считать вендингом с тысяче­летней историей.

Но увы, стремительная инфляция 90-х сделала советские автоматы, принимавшие монеты по весу, неработоспособными и тем самым остановила развитие этого вида торговли на десятилетия. И до сих пор наша статистика в этом отношении выглядит весьма грустно на фоне других стран.

Европейская вендинговая ассоциация насчитала у нас 110 тыс. автоматов, а россий­ские эксперты - только 69 тыс. Разницу объясняют тем, что в первом случае считаются настольные автоматы в барах и ресторанах, а также автоматы двух мировых гигантов в производстве прохладительных напитков, ввезённые ими в Россию. Но даже более оптимистичная цифра европейцев слишком мала в пересчёте на население. Один автомат на 2600 человек. Больше только в Китае (6430), Турции (6069) и Индии (4892).

Наверстаем!

Нельзя сказать, что автоматы, в которых что-то продаётся, для нас в диковинку. В метро таким образом можно купить газету, в бизнес-цент­рах или вузах - чай-кофе, чипсы-газировку. И всё же в торговом обороте столицы вендинг слабо представлен. В продовольственном секторе, в частности, он «откусывает» пока только 0,2%.
                                                               
Справка

Вендинговые автоматы устанавливают в городском пространстве с ведома нескольких «хозяев» этого самого пространства, которые и назначают плату за аренду земли под них. Это:
■  Московский метрополитен - автоматы в переходах между станциями и вестибюлях.
■  Гормост - автоматы в подземных переходах.
■  Департамент культуры - авто­маты в парках города.
■  Департамент торговли и услуг - автоматы на улицах и в других местах открытого городского пространства.

По данным Национальной ассоциации вендинговой торговли, всего в столице 20 тыс. автоматов и около 30 крупных операторов. Но в расширении этого сектора ассоциация видит перспективу для развития малого бизнеса. Поддержка со стороны городской власти делает эту перспективу более чем реальной.

Около 10 тыс. автоматов должно прибавиться в Москве уже в этом году. Их установят в аэропортах, на вокзалах, транспортно-пересадочных узлах, где потребность в быстрой торговле особенно ощутима. Но не только - появятся они и на улицах (уже предложено 4,5 тыс. адресов).

Чтобы городское простран­ство не потеряло единого облика, все адреса, а также требования к внешнему виду самих автоматов будут согласованы с Москомархитектурой. Это она определит, не будет ли автомат помехой движению людей и не станет ли инородным, вызывающим элементом в общем контексте улицы или площади.

Ну а арендную плату утвердит уже Департамент торговли и услуг. Она будет привязана к кадастровой стоимости земли: в центре и местах наибольшего скопления людей - безусловно, выше. Но «продаваться» адреса будут на конкурсе.

«Бизнес-сообщество проявляет большой интерес к этому сегменту торговли. В Москве предприниматели готовы вложить в него около 10 млрд руб. в течение трёх лет», - говорит Алексей Немерюк.

С уличными автоматами, понятно, всё сложнее, чем с теми, которые устанавливаются в помещениях. Во-первых, в наших климатических условиях им нужны термокожухи. Во-вторых, для защиты от вандализма они должны быть оборудованы видеокамерой. Всё это удорожает стоимость и самого автомата, и его обслуживания. Но удорожание не становится для бизнеса непреодолимым препятствием.

Кафе без официантов

Ассортимент автоматов, конечно, ограничен. Но он шире, чем мы думаем. Помимо горячих и холодных напитков, пакетиков всякой не слишком полезной ерунды вендинг может предложить холодные и горячие сандвичи и бутер­броды, даже молоко в розлив. «Молокоматы» уже появились в Химках.

Если объединить возможности нескольких автоматов, то получается небольшое уличное вендинг-кафе. Такие есть уже в других мегаполисах, где так же, как и у нас, жизнь побуждает к быстрым перекусам. Быть может, скоро кафе без персонала появятся и у нас.

Кое-где в Москве автоматы стали альтернативой убранным хлебным палаткам. В них можно по дороге домой купить батон хлеба, чтобы не отстаивать ради этого очередь в супермаркете.

Кроме продовольствия вендинг способен продавать периодику, средства гигиены, лекарства первой необходимости. Департамент торговли и услуг надеется, что появятся в нашем городе и почтоматы, в которых можно будет получать почтовые отправления или заказы из интернет-магазинов. Во многих странах они уже не редкость, они сокращают людям расстояния и экономят время. А это очень ценится.

Импульсивные покупки

Вытеснят ли автоматы мелко­розничную торговлю с наших улиц, с которых и так уже исчезли многие ларьки и палатки? Курс на упорядочивание мелкорозничной торговли, начатый столичным градоначальником, предполагает не разгром чего-то, а движение к цивилизованности и создание условий для развития разно­образных форм.

«Тотальной замены мелкорозничной торговли на вендинг не будет», - отвечает на это глава Департамента торговли и услуг.

И дело не только в админист­ративном надзоре. Просто эти два вида городской торговли - не соперники в принципе. Газетный киоск может предложить покупателям до тысячи наименований периодики, а автомат - не более 200. Примерно так же разнятся «весовые категории» и в парах (автомат-магазинчик) с продовольственными товарами.
«Вендинг - вспомогательная функция импульсивной покупки, когда человек в пути», - объясняет эту разницу Алексей Немерюк.

Торговые автоматы в столицах мира

Токио

■ население 13 млн чел., 
более 500 тыс. торговых автоматов*,
■ каждая пятая покупка в мелкорозничной сети совершается в торговых автоматах.

Нью-Йорк

■  население 8 млн  чел., 
более 200 тыс. торговых автоматов*,
■  каждый десятый напиток приобретается в торговых автоматах.

Париж

■  население 2,5 млн чел., 
более 120 тыс. торговых автоматов*,
■  торговые автоматы - единственно допустимый формат торговли в системе пассажирского транспорта.

Москва

■ население 11,6 млн чел.
около 20 тыс. торговых автоматов*,
■  торговые автоматы должны стать заметным и полезным явлением в городской инфраструктуре.

* По оценкам Национальной ассоциации автоматизированной торговли

Комментарий

Предпринимателей не пугает опасность вандализма по отношению к автоматам, которые будут установлены на улицах Москвы. По словам Бориса Белоцерковского, президента Национальной ассоциации автоматизированной торговли, опасность эта слишком раздута в глазах общественного мнения:

- Статистика, которая со­брана по таким фактам, совсем нестрашная. Случаи единичные. Причём большинство вандальных дейст­вий совершают не покупатели, не прохожие, а… охранники территории, на которой автомат установлен. К примеру, по автоматам, установленным в Парке им. Горького, есть всего несколько случаев «нападения» со стороны посетителей парка. Но они не связаны с намерением изъять кассу. Все попытки сводились к тому, чтобы вытащить на халяву бутылку газировки. Только и всего.

Программа для ведения домашней бухгалтерии

Вам понравилась эта статья? Добавьте ее в закладки:

Вы хотите быть в курсе новых публикаций на тему личных финансов?
Подпишитесь на рассылку новых статей по электронной почте!
 

Ваша оценка статьи:

Комментарии к статье:



Также интересно по теме:
Интересно знать

10 мощнейших уроков процветания от Наполеона Хилла


Наполеон Хилл был одним из первых создателей литературы по саморазвитию. По мнению многих, он является одним из величайших писателей об успехе. Его классический труд «Думай и богатей» является одним из бестселлеров всех времён. В один из дней Наполеон Хилл брал интервью у Эндрю Карнеги, промышленника и одного из величайших людей дней Хилла. Карнеги настолько впечатлил Хилла, что тот решил провести интервью более чем пяти сотен человек, дабы взглянуть на секретную формулу успеха. В рамках своего исследования Хилл беседовал с одними из самых известных людей того времени, в том числе с Томасом Эдисоном, Александром Грэхемом Беллом, Джорджем Истманом, Генри Фордом, Элмером Гейтсом, Джоном Рокфеллером старшим, Чарльзом М. Швабом, Теодором Рузвельтом и другими успешными людьми.
Продолжить чтение...

 

 

Copyright © 2004-2017 S.O.O. Все права защищены. 

Рассылка '7 новых принципов успеха каждый день!'

Карта сайта Family 12:
- Family - домашняя бухгалтерия №1
- Скриншоты программы Family
- Наш Youtube-канал
- Идеи по развитию программы
- Отзывы пользователей о Family
- Блог программы
- Загрузить программу
- Приобрести программу
- Facebook-группа программы Family
- Описание новых возможностей 12-й версии
- Тех. поддержка пользователей
- Форум программы Family