FinancialFamily - сайт о личных финансах, семейном бюджете и домашней бухгалтерии
 Журнал о деньгах                        
Спонсор проекта

 
Как начать свой софтверный бизнес в Росии

Автор статьи: Алексей Сало, http://financialfamily.ru

Казалось бы, прошли те далекие и романтические времена, когда любой программист мог сделать свою программу, выложить ее в сеть Интернет и получать свои деньги, либо в виде пожертвований (благодарности), либо, продавая ключ к ограниченной по времени версии своего ПО. Неужели сегодня начать подобный бизнес в одиночку практически невозможно?

Прежде всего, хотелось бы сказать, что те времена на самом деле давно прошли. Сегодня слово shareware имеет совершенно другое значение. Если раньше под этим словом подразумевалась целая субкультура распространения ПО (описанная во вступительной части статьи), то сегодня это лишь один из вариантов тиражирования коммерческого продукта (который подразумевает наличие немалых бюджетов, целых отделов – продаж, технической поддержки, разработки и других). Следует также сказать, что софтверный бизнес практически ничем не отличается от производства и продажи автомобилей, компьютерной техники, и любого другого бизнеса. Но, все это не означает, что он для Вас закрыт.

У меня есть идея. Что дальше?

Начнем с того, что Ваша идея – это ровным счетом ничего. Более того, вполне возможно, что именно в самой идеи Вашего продукта заключается уже первая ошибка, которая погубит весь Ваш будущий бизнес. Вы должны, прежде всего, провести анализ, чтобы понять запросы рынка. Во-первых, выпишите на листик бумаги все, что Вам интересно и в чем Вы хоть немного разбираетесь (т.е., в какой области будет Ваша программа). Затем проведите несложный анализ каждой идеи при помощи доступных инструментов.

Зайдите на страницу (статистика ключевых слов от Яндекса) и введите в поле «ключевые слова и словосочетания» свою идею (одно-два слова, или очень короткая фраза). Яндекс сразу же покажет Вам, сколько людей ежемесячно интересуется подобной информацией, а также что еще волнует тех, которые искал введенные Вами слова и пр.

На основании полученной информации Вы сможете узнать хотя бы примерную востребованность на рынке той, или иной идеи, товара, программы. Когда Вы определились с самой популярной из придуманных Вами идей, тогда поищите конкурентов. Если их нет вообще, или они очень слабые – это достаточно плохой сигнал. Лучше входить в ту область, где конкурентов много. Это будет хорошим индикатором прибыльности той, или иной сферы деятельности. Если конкурентов слишком много и/или они слишком большие, тогда Вам поможет узкая специализация. Рассмотрим пример:

Вы хотите создать графическую программу. Рынок переполнен подобными продуктами. Не нужно пытаться стать конкурентом компании Adobe, или Ulead. Возьмите одну из функций этих продуктов, доведите ее до совершенства и продавайте в виде отдельного продукта. К примеру, в каждой из этих программ есть возможность убирать потертости, царапины и прочие артефакты с изображений. Но, какая домохозяйка будет учить сложную систему Adobe Photoshop только для того, чтобы убрать какой-то прыщик на лице со своей свадебной фотографии? Она зайдет на Яндекс, напишет фразу «как убрать прыщик на фото», на первой позиции окажется Ваша программа «Идеальное лицо 2.0», которая будет скачана и буквально несколькими щелчками мыши прыщик будет удален. Точно то же касается и других областей.

Разработка продукта. Главная ошибка

Разработать программу можете Вы, либо Ваш напарник, или наемный программист, суть не в этом. Когда продукт (первая/альфа версия) обычно готова, большинство людей совершают большую ошибку. Они идут на форумы, посвященные программному бизнесу, выкладывают свой продукт на всеобщее обозрение (или, на профессиональном жаргоне – выкладывают программу на порку), дожидаются откликов, делают какие-то поправки, снова выкладывают и так до тех пор, пока на форуме им не дадут «зеленый свет» на «выход в свободное плавание», после чего сам выход проваливается с треском.

Давайте те же действия переложим на другой бизнес и посмотрим всю нелепость действий. Возьмем, к примеру, пошив удобной одежды для беременных женщин. Модельер сделал свою коллекцию. Далее он собрал других мужчин (коллег по бизнесу), которые тоже создают одежду (кто джинсы, кто курточки, кто шляпы) и попросил их протестировать удобство, стиль и практичность какого-то сарафана для беременных женщин. Мужчины повертели одежду в руках, кому-то показалось мало джинсовых вставок, сарафан был слишком легким, не современным (побольше джинсовой ткани нужно добавить), кому-то он показался непрактичным (в курточке же теплее осенью), кто-то вставил еще свои «пять копеек».

То же касается и софтверного бизнеса. Если Вы сделали программу для простых девушек по удалению прыщей и других неприятных явлений с фото, первым делом дайте свой продукт на тестирование именно простым девушкам. Создайте приятный сайт, выложите бесплатную бета-версию своей программы, привлеките первых клиентов (см. об этом чуть позже) и получайте первые отзывы, от которых и нужно дальше «плясать».

Бета-версия продукта. Где взять тестеров?

Где же взять этих самых «простых девушек» (или, целевую аудиторию) для тестирования продукта на первых этапах? Прежде всего, Вам нужно уяснить хорошенько одну вещь. Софтверный бизнес – это софтверный БИЗНЕС. Не хобби, не занятие, не работа, а именно бизнес. Вы должны быть готовы вложить в него деньги.

Первых тестеров лучше всего найти либо на специализированных форумах, либо (гораздо проще, быстрее и эффективнее) используя контекстную рекламу (Яндекс.Директ, Бегун и им подобные). Достаточно будет вложить $30-$50 на привлечение первых потенциальных пользователей Вашей новой программы.

Вывод продукта на рынок

Когда программный продукт готов, сайт выглядит привлекательно и хорошенько оптимизирован под поисковые системы – забудьте о слове «программист». Все, Ваша работа, как программиста закончена и пока отложена на неопределенный срок. Если Вы сделали все необходимое для старта бизнес (сам продукт, сайт, документация), нужно начинать бизнес. Теперь львиную долю Вашего времени должен занимать маркетинг и реклама продукта. Сделайте следующие шаги:

1. Добавьте программу во все каталоги и поисковые системы.

2. Добавьте программу во все Онлайн-магазины по продаже программного обеспечения (softkey.ru, allsoft.ru и другие).

3.Разошлите пресс-релизы (новость) о выходе своего продукта по всем новостным сайтам (можете использовать ).

4. Разошлите письмо с предложением о тестировании своего продукта всем компьютерным и специализированным журналам.

5. Дождитесь первых продаж и отзывов. Если все в порядке идем дальше, если нет – анализируйте отзывы и ситуацию, почему не покупают/не использую.

6. Начинайте вкладывать деньги в раскрутку. Забудьте о доходах со своего нового бизнеса на первые месяцы. Все полученные деньги (а их будет, скорее всего, очень немного) вкладывайте обратно в свой бизнес в виде рекламы (опять-таки, контекстная реклама, баннерная реклама, реклама на тематических ресурсах и пр.)

7. С первого пункта до этого должно пройти не меньше 2-3 месяцев. Теперь самое время вспомнить о своем продукте, сделать нужные поправки (исправить ошибки, добавить новые функции, улучшить существующие) и выпустить новую версию. Далее переходим к третьему пункту. Повторяйте этот цикл до тех пор, пока Вы не выйдите на новый уровень.

Следующая ступенька в развитии софтверного бизнеса

На этом этапе у Вас должно быть достаточно средств для развития бизнеса. Вы можете нанять человека для обработки почты, которая будет ежедневно заваливать все Ваши электронные почтовые ящики, или взять к себе на работу человека, который будет заниматься обработкой продаж и т.д. То есть, сейчас пришло самое время подумать о наемных сотрудниках, методах легализации своего бизнеса (регистрации ПБОЮЛ, ООО, или другой формы собственности), о налогах и пр.

Дальнейшая жизнь Вашего софтверного бизнеса – это уже тема для совершенно другой статьи. Главная же мысль данного материала – софтверный бизнес может начать каждый человек при правильном подходе. Для софтверного бизнеса нужны деньги, но, если Вы программист – то начало своего бизнеса может быть не таким болезненным (по деньгам) и не таким сложным.

Если у Вас есть вопросы – задавайте их, пожалуйста, в !

Вам понравилась эта статья? Добавьте ее в закладки:

Вы хотите быть в курсе новых публикаций на тему личных финансов?


 

Ваша оценка статьи:

Комментарии на статью ''Как начать свой софтверный бизнес в Росии'':


Гость говорит:
2009-07-28 11:08:53

Странно в статье прочитать, что "легализацией бизнеса" надо заниматься чуть-ли не на последнем этапе. Собственно, пока бизнес не будет облачен в организационно-правовую форму, все действия по извлечению прибыли и заключению всяких договоров, "реклама и маркетинг" будут попросту незаконными.


Алексей Сало говорит:
2009-07-28 11:13:15

To Гость: здесь нет ничего странного совершенно. Если Вы пробовали зарегистрировать ООО, а затем его закрыть (если дело не пошло, или пошло очень медленно), то Вы не говорили бы этого.

Регистрация и легализация софтверного бизнеса имеет смысл именно тогда, когда у Вас уже пошли продажи, т.е., бизнес показал свою состоятельность. Конечно же, речь не идет о продажах в сотни тысяч рублей в месяц. Если Ваша программа принесла Вам хотя бы на первых порах $200-$300 в месяц, уже нужно регистрироваться и платить налоги.


Andrew говорит:
2009-07-28 17:16:41

Да статья мне очень понравилась.

Так как работаю программистом, то могу сказать точно, что идея это не главное. Ведь идей есть 1000, а поистине рабочая идея только одна!!!


Гость говорит:
2009-07-28 18:16:41

Сам лично занимался регистрацией коммерческих предприятий и не могу сказать, что это такой уж непосильный труд.


Павел говорит:
2009-07-28 19:16:41

Отличная Статья!!!! Я, не программист. И у меня есть идея. Я интуитивно сделал, то что написано в начале статьи и думал, а что дальше???

Спасибо за статью !!!!


Алексей Сало говорит:
2009-07-28 19:22:41

To всем: спасибо большое за отзывы!

To Гость: послушайте, я также не по наслышке знаю, что такое регистрировать ПБОЮЛ, закрывать ПБОЮЛ, регистрировать ООО, закрывать ООО, затем все заново. Все это очень большая морока. Особенно, проверки, все отчеты и пр. Я знаю, что советую из личного опыта и отдаю себе в этом отчет. По софтверному бизнесу мне довелось пройти многое - от элементарной продажи по WebMoney до партнерства с крупнейшими офлайн-сетями, выпуском коробочной продукции со всеми лицензиями и голографическими элементами, продажу авторских прав на ПО и работу с офшорными компаниями, валютными счетами (выпуск нашего ПО за рубежом).


avmaksimov говорит:
2009-07-29 13:48:29

Просто самое главное не путать.. Гость решил показать свое юридическое знание и он в этом прав, но в практическом смысле не прав абсолютно...
Проблема не открыть, а закрыть предприятие... Надо пройти проверку, сдать и пересдать все... А что если "игра не стоит свеч"?))
Хотя можно поступить и по закону - выпускать бета-версии бесплатно, проверить "идею", а затем влезть в кредиты и долги, открыть ООО, взять приходящего главбуха и вперед!)

Статья хорошая!) Спасибо за совет и точно все правильно! :)


Mr. Shade говорит:
2009-07-29 14:02:29

Хорошая статья.
Т.к. я не программист, то считаю, что все пункты «Вывода продукта на рынок» логичны.
Если мы говорим об этом как о бизнесе, то наличие команды обязательно.

Как начинающий инвестор я часто думаю об инвестициях в ПО.
Хотелось бы узнать мнение г-на Сало по этому поводу.
Меня интересует, какие риски, перспективы развития софтверного бизнеса и как быстро можно ожидать возврата вложенных средств. И вообще как это происходит и на что необходимо обратить внимание.


говорит:
2009-07-29 15:34:56

Давайте продолжим общение на эту тему здесь: (на форуме гораздо удобнее общаться) 


Дмитрий говорит:
2009-07-31 09:52:38

Алексей, отличное пособие! Я хоть и не программист, но сам сталкивался с тем, что открытие фирмы и пр. - это не самое важное :) поскольку уже приходилось закрывать ни один \"бизнес\" :)


Дима говорит:
2009-11-13 11:30:31

Не начинайте этот бизнес! - я пробовал, мои знакомые делились опытом - Все ниши заняты, А ИНДУТСЫ и КИТАЙЦЫ вас обойдут и по цене и по качеству!
У русских ничего не выйдет - мозг не успел за потоком эволюционного развития -
  СИГАРЕТЫ - ПИВО - ОЖИРЕНИЕ
  ВСЕ ПРОДОЛЖАЕМ В ТОМ ЖЕ ДУХЕ !!!


Ляйсан говорит:
2010-01-13 19:51:36

Статья дельная и интересная. Будет очень полезной тому, кто хочет и готов действовать, а не искать причин для ничегонеделания. К вопросу о том, стоит ли торопиться с открытием ИП: несведующим в этом деле надо иметь ввиду, что даже если нет никаких доходов. все равно придется вовремя отчитываться перед налоговой (за несоблюдение сроков подачи деклараций - штрафы), и делать перечисления в пенсионный фонд (иначе тоже штрафы). В онлайновом бизнесе есть возможность сначала мало-мальски раскрутиться, а уж потом сообщать об этом компетентным органам.

 

Новый комментарий

Ваше имя:

Сколько будет два плюс три (прописью):

Комментарий:

Рассылка


Также интересно по теме:
Малый бизнес

Как превратить мысли в результат


Скажите, как часто посещают вас умные мысли? Можете не отвечать, никто не признается, что редко или никогда. И какую из мыслей, что постоянно крутятся в голове считать… неумной?
Продолжить чтение...

 

 

Copyright © 2004-2010 ООО "Сэнюэл" (Sanuel Ltd.) Все права защищены.