Проект компании Sanuel
 Деньги и счастье.


Психолог Дэвид Майерс (David G. Myers), профессор Колледжа Хоуп (Hope College), опубликовавший книгу Американский Парадокс: Духовный Голод в Эпоху Изобилия (The American Paradox: Spiritual Hunger in an Age of Plenty), отмечает: "По сравнению со своими дедушками и бабушками, наши современники живут намного более богато, менее счастливо и намного более рискуют стать жертвами депрессии. Повышение благосостояния, произошедшее за четыре последних десятилетия, ни на йоту не увеличило субъективное ощущение довольства жизнью".

В США публикуется достаточно много исследований, авторы которых пытаются проанализировать влияние материального достатка на самоощущение человека. Одна из самых популярных теорий гласит, что люди, озабоченные, прежде всего, материальной составляющей своей жизни, как правило, менее счастливы, чем духовные личности ("идеалисты"). "Материалисты", как правило, испытывают чувство счастья лишь тогда, когда у них в жизни все хорошо, когда их доходы соответствуют их идеальным представлениям о богатстве. Однако если финансовое положение "материалистов" ухудшается, они чаще, чем "идеалисты", впадают в депрессию и чувствуют себя глубоко несчастными.

В 2003 году журнал Psychological Science опубликовал результаты исследования, которое на протяжении 19-ти лет проводилось специалистами из Университета Иллинойса (University of Illinois at Urbana-Champaign), Мичиганского Университета (University of Michigan) и Принстонского Университета (Princeton University). Они проследили жизненные пути 12 тыс. человек, которые в 1970-е годы были студентами элитных колледжей и университетов. Результат: студенты, которые были нацелены, прежде всего, на приобретение богатства, морально процветали, если их дела шли в гору. Если карьера или бизнес рушились, они испытывали тяжелейшие мучения. Студенты, в меньшей степени заинтересованные в материальных ценностях, претерпевали взлеты и падения своей жизни более спокойно и ровно.

По данным американского Национального Центра Исследований Общественного Мнения (National Opinion Research Center), в 1957 году 35% американцев считали себя "очень счастливыми" - в 2004 году их число уменьшилось до 30%. При этом, уровень реальных доходов американской семьи за этот период времени вырос более, чем в 3.5 раза. Социолог Дэвид Майерс (David Myers), автор книги "Погоня за Счастьем" (The Pursuit of Happiness), приводит европейский пример: в 1980-е годы уровень жизни жителей Западной Германии был в два раза выше, чем в Ирландии, однако опросы показывали, что ирландцы чувствовали себя намного более счастливыми и удовлетворенными жизнью, чем немцы.

Эдвард Дейнер (Edward Diener), профессор Университета Иллинойса (University of Illinois at Urbana-Champaign) и автор многочисленных статей на тему "деньги и счастье" утверждает, что бедным не стоит исповедовать взгляды "материалистов", поскольку в этом случае финансовые невзгоды они будут переживать очень тяжело. Однако даже богатство не способно сделать "материалиста" столь же счастливым, каким обычно является "идеалист". Дейнер считает, что трагедия "материалистов" заложена в самой системе отношений, на которой зиждется общество потребления. "Материалисты" неосознанно считают, что в жизни все продается и покупается, включая любовь, семью, друзей и пр. Рано или поздно им приходится убедиться в том, что дело обстоит совсем не так. Эд Дейнер также сравнил, как оценивают свою жизнь американские миллиардеры и американские миллионеры, и не обнаружил практически никаких отличий.

Психолог Марша Ричинс (Marsha Richins), сотрудник Университета Миссури (University of Missouri), согласна с этим, добавляя, что "материалисты" относятся к человеческим отношениям совершенно так же, как к вещам. Более того, они абсолютизируют вещи, придавая им поистине магические свойства. Ричинс описала ситуацию, когда человек мечтал о строительстве собственного бассейна, совершенно искренне считая, что это позволит ему наладить отношения с 13-ти летней дочерью.

Существует еще одна сторона медали: потребители -"материалисты" гораздо чаще "идеалистов" вступают в конфликт с ближними. Это доказал в результате серии психологических экспериментов Джеймс Буро (James E. Burroughs), преподающий в бизнес-школе Университета Вирджинии (University of Virginia's McIntire School of Commerce). Бурро замечает, что деньги и вещи не плохи и не хороши сами по себе. Сложность заключается в формировании верного отношения к материальным благам.

Современная американская история показывает, что среди счастливчиков, выигравших особо крупные призы в лотерею или в казино, резко возрастает число алкоголиков и наркоманов, их семьи распадаются, а карьеры рушатся. В декабре 2004 года от передозировки наркотиков скончался Джек Виттакер (Jack Whittaker), который в 2002 году сорвал рекордный для США выигрыш в лотерею (4 млн.). Разбогатевший Виттакер бросил семью и начал вести бурную жизнь.

За полтора года он смог практически полностью истратить полученные деньги, и даже был пойман на воровстве. Психолог Тим Кассер (Tim Kasser), автор книги "Высокая Цена Материализма" (The High Price of Materialism), доказывает, что существует еще один аспект этой проблемы. Все зависит от личных целей, которые ставит перед собой человек. Если он концентрируется исключительно на потреблении, если он гонится только за деньгами, статусом, наградами и пр., то ему гарантированы плохие отношения в семье и психологические трудности. Спасение заключено в переоценке ценностей.

По данным Кассера, существует определенный "предел насыщения", то есть, некий уровень дохода, гарантирующий достаточно высокий уровень удовлетворения жизнью. Дополнительные заработки и имущество если и делают человека счастливее, то в очень малой степени. Одной из причин этого является высокая цена благосостояния. Чтобы обеспечить себе удовлетворение новых потребностей, люди вынуждены работать больше и интенсивней, уделяя меньше времени семье и друзьям.

Washington ProFile

Ваш отзыв
У Вас есть, что дополнить, исправить по прочитанной статье? Мы всегда будем рады получить Ваш отзыв!

Выскажите свое мнение о статье:

Качество статьи
Вы нашли орфографическую/смысловую ошибку в данной статье? Сообщите нам, пожалуйста, об этом.

Укажите текст, содержащий ошибку:

 

Реклама на сайте | Использование статей |