FinancialFamily - сайт о личных финансах, семейном бюджете и домашней бухгалтерии
 Журнал о деньгах                        
Спонсор проекта

 
Малый, средний и крупный бизнес: в чем разница между теорией и практикой

Автор статьи: Светлана Шишкова, i-business.ru

Чем на самом деле занимаются топ-менеджеры, чем конкретно российская реальность противоречит классикам деловой литературы, и что держит на плаву российские компании, вопреки их недостаткам? Сопоставляем малый, средний и крупный бизнес.

Мне как медиаменеджеру удалось в разное время потрудиться в компаниях разного размера. Недавняя смена работы стала для меня поводом сравнить, чем отличаются разные типы российского бизнеса и каково управленцу живется в каждом из них. Сравнение сугубо субъективное, но выводы подтверждаются не только моим собственным, но и чужим опытом.

1. Малый бизнес

Компании из одного-двух человек – это отдельная песня. Посмотрим на те, где сотрудники исчисляются десятками, то есть налицо некая корпоративная структура и более-менее осознанное регулирование бизнес-процессов. По теории управления, топ-менеджер занимается стратегией и общим руководством, а более мелкие задачи делегирует "на нижние уровни". В небольших компаниях первая часть этого постулата более чем актуальна – кроме вас, заниматься этой самой стратегией некому. Как правило, именно вы – горделивый обладатель управленческого образования – ощущаете себя этаким миссионером, претворяющим в жизнь сакральный научный подход. Без вашего планирования и "волшебных пинков" компания вряд ли куда полетит. Но при этом в малом бизнесе с ростом ранга менеджера обязанности не смещаются в сторону "общего вождения руками", как пишут в умных книгах, а просто расширяются. Поэтому в рабочее время вы действуете как специалист в предметной области и как координатор руководителей разных направлений – а по ночам строите далеко идущие планы. Главная задача топа в малом бизнесе – развивать компанию, соблюдая баланс между работой и личной жизнью тактикой и стратегией.

Главные плюсы

Малый бизнес открывает вам как топу огромные возможности. Самая очевидная – собственно, очень легко выдвинуться "из простых". Нужно только пахать, "как папа Карло", в той сфере, где вы реально талантливы и можете быть успешны. Вы постоянно на виду, и оценить вас по достоинству владельцу бизнеса не составит труда. Нет "несгибаемого" штатного расписания, поэтому должность могут придумать специально для вас, с учетом ваших индивидуальных склонностей и способностей. Собственно, в компании вообще нет ни бюрократии, ни жесткой иерархии – еще один "бонус" для вас. Гигантский плюс – это абсолютная свобода под полную ответственность. Вы можете задать своей компании любое направление движения – и она, повинуясь чуткой руке, пойдет вашим курсом. Ощущение творчества, созидания приводит в восторг. При этом осознание того, что от вас зависит судьба целого бизнеса, всех его сотрудников и, кроме того, его клиентов, делает ваши решения сто раз продуманными и взвешенными.

Главные минусы

Вас не покидает ощущение, что ресурсная база компании постоянно отстает от ваших гениальных планов по развитию. "Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет" – это как раз про малый бизнес. Вы видите массу возможностей – но далеко не на все у вас хватает средств, времени и сил. Отсюда другой важный минус – нестабильность. Резервного фонда тоже нет (хотите сказать, вы противитесь соблазну все появляющиеся деньги сразу пускать на развитие?). Поэтому малый бизнес действует под девизами "волка ноги кормят" и "будет день – будет пища". И часто упускает отличные рыночные возможности.

Основа успеха

Что позволяет малому бизнесу быть успешным, несмотря на зависимость от внешней среды, волатильность и массу прочих ограничений?

Люди. В маленькой компании нет места "планктону", работают только лучшие в своем деле. Каждый из них невероятно эффективен, тащит огромный воз самых разнообразных обязанностей. Все они вместе действуют в тесной связке друг с другом, поддерживают друг друга, достигают взаимопонимания – ресурсов на дрязги и сбои нет. В сердце каждого – энтузиазм и любовь к этому бизнесу, к своему делу. Каждый готов на подвиг – совершать их приходится много и часто. А без энтузиазма и любви в таком режиме долго не протянешь.

Если в малую компанию приходят хоть сколько-нибудь большие деньги – она расправляет плечи, вдыхает полной грудью и... переходит в "среднюю весовую категорию".

2. Средний бизнес

Типичная средняя компания – это сотни сотрудников, иногда территориально распределенных. По бизнес-книгам, в такой организации уже есть регулярный менеджмент, поэтому работает она как часы, сохраняя при этом гибкость и маневренность за счет небольшого размера. Действительно, все в средней компании делается под девизом "мы серьезная фирма!". Но в большинстве случаев "серьезность" принимает своеобразные формы. Например, непроходимой бюрократии и зарегулированности, уровень которой не соответствует масштабу компании. Два человека, сидящие через стенку, а то и через стол друг от друга, могут общаться исключительно через служебные записки, составленные по особым корпоративным шаблонам (не существующим нигде за пределами этой компании), зарегистрированные в канцелярии и завизированные высшим руководством. Главная задача топа в такой организации – не сойти с ума выстроить систему личных связей с другими ключевыми персонами, позволяющую легко и быстро "решать вопросы". Ведь каждый отдельный сотрудник в средней компании – милейший, адекватнейший человек, это вместе они – беспощадная корпоративная машина, скрепленная процедурами и ритуалами.

Главные плюсы

Ресурсов гораздо больше, чем в малом бизнесе. Можно не только нарисовать генеральную линию и наметить цель на горизонте, но и реально двинуться к ней. Большинство инструментов достижения цели уже не будет выпилено в спешке на коленке и будет работать вполне себе предсказуемо и надежно. Не нужно требовать ежедневных подвигов от своей команды – людям достаточно просто хорошо работать. Следовательно, легче подобрать персонал – хороших работников на рынке труда больше, чем идеальных героев. Ваши управленческие знания и навыки помогут вам в этом пусть искаженном, но все же регулярном менеджменте.

Главные минусы

Большую часть времени вы ощущаете себя на работе, как на чаепитии у Безумного Шляпника. Все искажается – информация, отношения, смысл слов, суть процессов и процедур. Для эффективной работы вам нужно полностью погрузиться в эти хитросплетения и научиться играть по правилам. А для настоящей эффективности – сохранять в памяти, как эталон, "нормальные" аналоги всего происходящего вокруг вас. Тогда вы сможете, зная правила, успешно нарушать их. Но рискуете стать шизофреником.

Основа успеха

Что приводит средние компании к бизнес-результатам, позволяющим содержать и развивать эту искаженную реальность?

Продукция и сбыт. Средняя компания производит нечто такое и таким образом предлагает это своим клиентам, что заказчики оплачивают все корпоративные "чудачества" своими деньгами. А компании кажется, что к успеху ее приводит именно модель поведения, – и оно закрепляется на уровне нерушимых обрядов.

3. Крупный бизнес

Крупные компании насчитывают тысячи сотрудников. Даже сидя в одном офисе, коллеги могут встречаться лично не чаще, чем сотрудники из разных регионов. Многие системы и процедуры, нелепые в иных организациях, здесь обретают оправданность и смысл, многие ритуалы обеспечивают успешную, эффективную работу, спасая от хаоса. Но огромная бизнес-машина – это, по сути, совокупность более мелких проектов, подразделений. Умные книги учат, что руководитель каждого проекта обязан думать не только о своем подразделении, но и об интересах всей компании. На практике каждый тянет ресурсное одеяло на себя, не заботясь об остальных, а тот, кто рискнет применить "стратегический подход" и подумать не только о своем подразделении, но и о других, будет ущемлен в возможностях: получается, он позаботился обо всех, а о нем – никто. Основная работа топ-менеджера крупных компаний – обеспечивать тот самый баланс интересов, приструнивая "крысятничающих" руководителей проектов и направлений и распределяя ресурсы по личным предпочтениям в общих интересах компании.

Главные плюсы

Естественно, это огромная ресурсная база. Как сказал один менеджер по маркетингу, перешедший в крупный холдинг из малого бизнеса, "здесь я применяю технологии, о которых раньше только восхищенно читал". Это отлаженные процессы, мощные, устойчивые системы, развитая инфраструктура. Кроме того, это великолепное социальное обеспечение, забота о сотрудниках, возведенная в процедуру, тут уж лодка любви к работе не разобьется о рифы быта. В общем, все условия для свершений.

Главные минусы

Бюрократизация и неповоротливость огромного механизма душат инициативу. Если что-то где-то есть – значит, или "это спустили сверху", или "оно было тут всегда", вопросов о целесообразности или модификации никто не задает. Огромные масштабы исключают полную осведомленность и провоцируют на безответственность, и в крупном бизнесе есть место для посредственности, лени, неэффективности. Изменения возможны только по указке с самого верха и проходят медленно и трудно.

Основа успеха

Что ведет вперед огромные космические корабли неповоротливых крупных компаний, что дает им силы тащить на себе весь их балласт?

Бизнес-модели. Однажды придуманные основателями, они настолько эффективны, что, с небольшими обновлениями, продолжают работать и приносить прибыль в меняющихся условиях, несмотря ни на что. 

Вам понравилась эта статья? Добавьте ее в закладки:

Вы хотите быть в курсе новых публикаций на тему личных финансов?


 

Ваша оценка статьи:

Комментарии к статье:

Рассылка


Также интересно по теме:
Малый бизнес

Как найти и проверить идею бизнеса


Очень многие начинающие ошибочно думают, что их бизнес пока еще не состоялся, потому что они не нашли ту «волшебную» идею, которая обязательно сделает их успешными и богатыми.
Продолжить чтение...

 

 

Copyright © 2004-2012 ООО "Сэнюэл" (Sanuel Ltd.) Все права защищены.